опорные

Университеты россии

04.04.2018
СГУ им. Питирима Сорокина: Пришло время популяризировать наши знания

- В описании «Территории просвещения» его цель указана как формирование культурно-образовательной среды. Что вы вкладываете в эту формулировку?

- Миссия Сыктывкарского госуниверситета имени Питирима Сорокина – это создание социокультурной среды, которая вызовет у  молодежи желание развивать свой регион, а у людей старшего возраста – причастность к этим изменениям. В стратегических проектах вуз всегда пытается показать то, что выгодно отличает его от других, – накопленное знание и свои возможности. «Территория просвещения» как раз один из них. Мы хотим сделать наши научные достижения открытыми и доступными для всех.

- Самый простой путь для этого – конференции, лекции, публикация статей. Есть ли необходимость создавать целый портал?

- Далеко не всегда получается переложить научное знание на другой язык. Нельзя просто разместить в каком-то издании тексты научных статей, монографий, поэтому мы используем другой инструмент – информационные технологии. Мы должны представить наше научное знание так, чтобы оно было интересно молодым и людям зрелого возраста. Очень сложно переключиться с привычной нам формы научного диалога на просветительскую волну. Меняется все: форма подачи, язык. Мы понимаем, что объемные тексты – это не та форма подачи. Нужна и медиатека, и видеотека, и виртуальный музей.

- Что в первую очередь вы хотели показать на «Территории просвещения»?

- Изначально речь шла только о размещении материалов об этнокультурном наследии, уникальном для Коми. Университет давно и плодотворно занимается исследованиями духовной и материальной культуры, сложились целые научные школы этнографов и археологов, археографов, фольклористов и лингвистов, специалистов по народной художественной культуре. Сейчас пришло время эти знания популяризировать. Например, у нас существует замечательный музей археологии и этнографии. Он интересный, там уникальные экспонаты, но посетить его могут не все. Возможность сделать его виртуальным – это возможность проникнуть в его залы для тех, кто не может сделать это в реальности. В Научной библиотеке университета существует небольшой, но удивительный музей редкой книги, а в фондах научных лабораторий хранятся записи уникальных фольклорных текстов, диалектной речи и многое другое. Все это бережно сохраняется и изучается, но доступно лишь исследователям, преподавателям, студентам, иногда – жителям Сыктывкара.

- Теперь «Этнокультурное наследие» лишь один из множества проектов «Территории». Как пришли к расширению?

- В ходе обсуждения стали возникать и другие идеи, тоже просветительского характера. Мы поняли, что можем приносить пользу и в других областях. На портале нашла себе место «Юридическая клиника», где студенты под руководством преподавателей и специалистов оказывают консультации всему населению республики. Юридическую клинику  давным-давно все знают, но портал помог расширить аудиторию заинтересованных в консультации людей: здесь можно задать вопрос и получить ответ, накапливается архив этих ответов. По такому же типу действует проект «Финансовая грамотность». Многие наши преподаватели давно этим занимаются, а «Территория просвещения» для них − новый инструмент для работы.

Очень популярен проект «Дежурный по языку». Как русским, так и коми интересуются многие, поэтому здесь уже несколько подпроектов: любопытные заметки «Этюды о словах», плакаты с ошибками «Речевые запинки». Самый востребованный – «Назрел вопрос», где можно получить ответ, что-то уточнить. Преподаватели кафедр русской и коми филологии даже не ожидали, что наши жители захотят общаться именно с ними, но вопросы сыплются самые разные. Мы отвечаем практически сразу, задержки на несколько дней, недель нет.

- Эта такая консультативная, вопросно-ответная часть портала. Есть ли видеотека лекций?

- Да, мы разместили здесь также «Открытые лекции». Этому проекту уже три года, он начался с инициативы преподавателей русской филологии, которые читали открытые лекции в Дни славянской письменности и культуры. Все записи мы разместили на портале. Неожиданно к проекту присоединились студенты: они подготовили лекцию-рассказ о том, что из себя представляет Индия, каковы особенности национального характера индийцев. К нам приезжали преподаватели ведущих российских вузов  – их открытые лекции мы тоже выложили на сайт.

- Есть ли что-то новое, разительно отличающее и выделяющее «Территорию просвещения»?

- В какой-то момент мы поняли, что для образовательной части очень важен еще один участник – родитель, о котором часто забывают. Для них мы сделали «Tabula rasa» («Чистая доска»), родительский лекторий. Наши преподаватели, приглашенные специалисты проводят занятия, читают открытые лекции на самые разнообразные темы. Так первую встречу преподаватели Института иностранных языков озаглавили «Боитесь ли вы ЕГЭ, так же как его боятся ваши дети?»

- И кто выполнят такую объемную работу по разработке и наполнению портала?

- Все, что делает университет в рамках программы опорного вуза, создается исключительно своими ресурсами. Веб-дизайном занимался наш сотрудник Яна Лисицына, которая работает в Центре карьеры. Оказалось, она увлечена веб-дизайном. Программист – студент выпускного курса Сергей Давыдов.

- В Коми есть ли еще такие проекты?

- Мы, конечно, не единственные, но при этом не пытаемся устроить соревнование с другими ресурсами. Министерство образования, науки и молодежной политики Коми запустило чуть раньше нас портал «Открытое образование Республики Коми». Это образовательный портал, а наш - просветительский. Любой наш материал можно использовать в школах, в вузах как тематические комплексы на учебных и внеучебных занятиях. Поэтому мы с самого начала договорились о сотрудничестве: у них есть наша «кнопка», у нас − их.

- Взаимовыгодная коллаборация?

- Взаимодействие наших порталов принесет большую пользу населению, чем разделение. Это современный принцип информационных ресурсов с перекрестными ссылками. Самое плохое – это когда мы пытаемся ограничить территорию просвещения.

- То есть уже есть направления для будущего развития портала?

- Мы должны расширять границы. В ходе работы мы обнаружили очень важную вещь: территория просвещения не ограничена, не может иметь границ. Предлагают идеи и студенты, и преподаватели. Руководитель «Дежурного по языку» Татьяна Бунчук фонтанирует идеями – мы поддерживаем все. На сайте есть вкладка «Галерея» - это условное название, мы его пока не обдумали. Суть в том, чтобы предоставить портал художникам, мастерам, скульпторам, чтобы они могли выставить свои работы туда. Пока нет четкой идеи, но работа уже идет. Англоязычная версия тоже интересна. Но сейчас важна динамика в уже имеющихся проектах – накопление материалов, к которым можно обратиться через год-три, их расширение.

- Планируете привлекать партнеров?

- Мы открыты для любого диалога. Пока мы проводим только отдельные совместные мероприятия – с центром культурных инициатив «Югор», Национальным музеем Коми, Домом дружбы народов. Важно найти варианты конкретного взаимодействия с ними. Должна быть идея: ради кого, с какой целью мы занимаемся просвещением.

Источник